Главная » 2009 » Апрель » 5 » Антикризисная экономическая политика
14:25
Антикризисная экономическая политика
В.В. Жириновский, М.Н. Сидоров
Причины кризиса
Мировой кризис объясняется жадностью участников финансовых рынков и отсутствием надежных регуляторов этих рынков. Росли акции компаний, легко выдавались кредиты, в том числе и потребительские. Спекулянтам было раздолье – покупай-продавай акции, получай прибыль. Нефть росла в цене. В 2000 г. баррель нефти стоил 27 долларов, к 2008 г. добрался до 140 долларов.
В 2000 г. нефти и газа продали за рубеж на сумму 50 млрд. долл., а в прошлом, 2008 г., - на сумму более 200 млрд. долл. Нефтяные денежки питали бюджет, позволяли повышать зарплату, пенсии. Одновременно резко вырос и физический объем экспорта нефти и газа – более чем в 2 раза. То есть не только из-за роста цен создавалось «благополучие», но и за счет наращивания объемов экспорта в тоннах и кубометрах. Жадность гнала вперед.
Потребительских кредитов на покупку автомобилей, бытовой техники, мебели в 2000 г. банки выдали на 45 млрд. руб., а в прошлом году – более, чем на 3 триллиона. Покупай, отдавать-то потом. Банки активно занимали деньги за рубежом под 6-7%, а продавали эти деньги здесь под 20%. Западные банки давали в основном для расширения сбыта своих товаров – отсюда и резкий рост потребительских кредитов – в 60 раз за последние 8 лет.
Долг перед заграницей у наших банков и компаний в 2000 г. был 30 млрд. долл., а в 2008 г. возрос до 500 млрд. долл. Жадность гнала вперед банкиров и покупателей.
Итак, благоденствие последних лет основывалось, во-первых, на росте мировых цен на нефть и газ и увеличении их экспорта и, во-вторых, на беспрецедентном нарастании долга банков и компаний перед заграницей.
Если эти факторы исключить, «экономические успехи» были бы очень скромными. Машиностроение, строительство, сельское хозяйство развиваются очень слабенько. Импорт продолжает душить свое производство.
После жадности приходит страх. Даже лидеры «Двадцатки» толком ничего не предложили и никто не сказал, когда кризис закончится – через один год или через 10 лет.
А ведь до ипотечного кризиса в США, когда стал массовым невозврат кредитов на жилье (рынок ипотеки в США более 6 триллионов долларов – это более, чем три российских валовых внутренних продукта), никто и не говорил о том, что кризис приближается, что спекулянты, играющие в ценные бумаги американских банков, заиграются. Навыпускают столько бумаг, так разбросают их по всем странам и в таком количестве, что они быстро обесценятся и потянут вниз акции компаний, акции банков.
Не стало хватать денег у банков, вначале в США, потом в Европе, теперь у нас. Многие банки в активах держали ценные бумаги американских банков, когда последние упали в цене, то они не могли уже обратить в живые деньги по прежней цене. К банкам пришел страх – перед другими банками, перед заемщиками (вдруг не вернут).
Дальше – больше. Все предприятия работают и развиваются в значительной степени за счет кредитов. На Западе нашим компаниям и банкам кредитов почти не дают, а долги надо возвращать (в 2009 г. – более 100 млрд. долларов). Денег у банков не хватает. Идет на выручку бюджет. Более 5 триллионов рублей понадобится, чтобы выйти из кризиса. Это половина доходов федерального бюджета. Это, конечно, не за год, а за 2-3 года.
Но нагрузка на бюджет растет. Если цена на нефть будет ниже 40 долл., то надо «распечатывать» Резервный фонд. Реальной экономикой занимались слабо, инвестиции в сельское хозяйство, промышленность жалели. Идет расплата. Но нельзя сеять панику. Людей мы постоянно запугиваем. Инфляция, дефолт, безработица, снижение темпов роста, падение акций и т.д. Надо заканчивать. Не надо поселять страх в души людей.
Когда люди бояться, они плохо работают. Но и бодрячеством не надо щеголять. Просто надо предложить меры по выходу из кризиса. На этом сосредоточиться.

О первоочередных мерах

Считаем, что на этом этапе надо реализовать следующие меры:
- Увеличивать тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные и авиаперевозки, жилищно-коммунальные услуги не более, чем на 5 процентов в год.
- Установить гарантированные закупочные цены для производителей зерна, мяса, молока, которые обеспечивают рентабельность не ниже 15 процентов к себестоимости.
- В течение 2009 г. поэтапно снизить ставку рефинансирования Центрального банка с 12 до 4 процентов, что позволит увеличить ликвидность в банковской системе и сделать кредиты доступными для реального сектора экономики.
- Центральному банку ввести более низкие нормативы резервирования для коммерческих банков, осуществляющих долгосрочное кредитование организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта.
- Ввести ограничения на иностранные заимствования для российских банков и компаний в размере не более 50 процентов собственного капитала.
Уже это позволит резко снизить инфляцию, сделать кредиты доступнее и для промышленности, других отраслей экономики, и для населения, финансово оздоровит сельское хозяйство.
Чтобы преодолеть жадность и страх, нужна смелость. Ее пока мало.

Об ответственности

За мировой финансовый кризис несут ответственность прежде всего США. Они заполнили мировой финансовый рынок ненадежными ценными бумагами. И как США ответит за это – никак. По праву сильного и наглого. Поэтому после этого кризиса будут другие. Надо, чтобы руководители стран, допустивших масштабные кризисы, затрагивающие и другие страны немедленно уходили в отставку. Их дела передавать в Международный трибунал, т.к. миллионы людей лишаются работы, инфаркты, сокращение жизни. Кризис – это война жадных и глупых против всех остальных.
Кто у нас понесет ответственность за то, что большую часть из бюджетных денег, выделенных банкам, они вместо российской промышленности и сельского хозяйства направили за рубеж. Ай, ай, как нехорошо, так не надо, больше этого не делайте! Вот так руководители воспитывают в стране ответственность.
Есть у нас Федеральная служба по финансовым рынкам. Почему у нас до последнего времени 70% акций российских компаний, с которыми шла игра-спекуляция на двух российских фондовых рынках – ММВБ и РТС, принадлежали иностранцам. Только подул кризисный ветер, они быстро продали эти акции, обесценили их и перевели доллары и евро к себе, на родину. Кто ответит – никто.
ФБР в Америке ведет сейчас расследование 26 крупнейших банков и компаний, причастных к кризису, чтобы привлечь к ответственности их руководителей. В России все культурненько. И с кризисом легко справимся – просто «шапками закидаем» – и ответственных как бы нет.
Есть такая нефтяная компания – ТНК-BP. По итогам работы за прошлый год она перечислила акционерам дивидендов почти на 2 млрд. долларов, затем почти столько же попросила помощи у государства. Компании «Русал», «Альфа-групп» сейчас щедро обеспечиваются бюджетными деньгами, а те набрали непомерные долги, выводили капиталы за границу и продолжают вести политику «в интересах России».
Нет ответственности у крупных чиновников и бизнесменов – жди повторения кризисов.
Наконец, управлять надо экономикой, а не ждать когда частные алчные интересы ударят по ней. Финансовый рынок похож на казино – сыграть как можно быстрее и успеть выиграть больше. Чтобы выйти из кризиса государство должно активно и жестко регулировать выпуск ценных бумаг, особенно деривативов, усилить свое присутствие в банковской сфере – там основные махинации с обналичиванием денег и вывозом капитала из страны.
Все резервы надо хранить в стране, а не за рубежом, больше средств в промышленность, сельское хозяйство, строительство. Крепкой экономике кризисы не страшны, но ее еще надо создать и профессионально управлять.

Оценки кризиса

Американское правительство признало, что ипотечный, банковский и в целом финансовый кризис в США носит не кратковременный, а долгосрочный характер.
У нас же чиновники считают, что, благодаря накопленным валютным резервам, экономика застрахована от кризиса. Но что понимать под кризисом? По мировым меркам, если у 20% населения уровень доходов ниже прожиточного минимума (как его еще посчитать), а средняя пенсия менее 150 ам. долл. при «мировых» ценах на продукты питания, то это уже серьезнейший экономический кризис, который к тому же уже семнадцать лет сопровождается сокращением населения страны.
Но для нас это не кризис. Вот когда цены вырастут не на 12%, а в 2-3 раза, тогда это похоже на кризис.
В развитых странах считается, что если валовой продукт имеет отрицательные темпы роста, курс акций снижается, дефицит платежного баланса увеличивается, то налицо экономический кризис.
В США, например, период 1990-х годов был очень благоприятным: экономика росла, курс акций большинства американских компаний увеличивался, но вдруг в марте 2001 года это закончилось. «Раздутые» акции ряда крупных компаний, особенно, в высокотехнологичных отраслях упали на 20-30%, резко замедлился экономический рост, увеличился дефицит платежного баланса. Но ситуация быстро выправилась благодаря жестким мерам американского правительства по отношению к конкретным виновникам экономического кризиса. У нас, как правило, ни виновных, ни ответственных за кризисы нет. Напротив, чем мощнее кризис, особенно революционный и перестроечно-реформаторский, тем больше страна славит своих героев.
В 2007-2008 гг. года в США вновь пришел кризис, связанный теперь уже с невозвратом ипотечных кредитов, снижением банковской ликвидности, падением курса ипотечных ценных бумаг. Кредиты на жилье в США – это почти половина их валового продукта. Так что, многие крупные банки, в том числе и европейские, вложившие свои средства в « надежные» ипотечные ценные бумаги США, до сих пор терпят убытки и теряют ликвидность.
Мировой хор журналистов запричитал о мировом кризисе, играя на нервной системе читателей, чтобы увеличить тиражи своих изданий.
Российские чиновники до недавнего времени важно кивали на накопленные и омертвленные для своей экономики валютные резервы, на показатели притока иностранного капитала (в прошлом году – более 80 млрд. ам. долл., где основная часть – это кредиты).
В конце прошлого года и в начале нынешнего идет масштабный отток капитала из страны.

Глубина российского кризиса

Непосредственно с США наша страна торгует мало – это 3% от всего внешнеторгового оборота России. Но вот его величество доллар прочно властвует в нашей экономике, отсекая все «неконкурентоспособное» производство. Валютные резервы Центробанка и средства Резервного фонда овеществляются в иностранных ценных бумагах, долларах, евро и других валютах.
Нефть, газ продаем за доллары, а продовольствие, лекарства, машины, оборудование ввозим в основном из Европы за евро. Укрепление евро по отношению к доллару ведет к росту цен на импортируемые европейские товары, а это вызывает рост внутренних цен, т.к. страна сидит, с одной стороны, на нефтяной игле, а с другой – на целой расческе из иголок – продовольственной, лекарственной, технологической, теперь-цементной и т.д.
Самыми выгодными для бизнеса и государственного бюджета были и пока остаются экспортно – импортные операции, а не развитие своей науки, новых технологий и конкурентоспособного производства. Уровень открытости нашей экономики, т.е. отношение внешнеторгового оборота к валовому продукту гораздо больше, чем, например, в США, поскольку там развито внутреннее производство.
Так, что сегодняшняя российская экономика вполне открыта для кризисов, идущих с мировых валютных, банковских и других финансовых кризисов.
Что следует ожидать в ближайшее время? Во-первых, снижение производства и продолжение роста цен. Слабые антиинфляционные меры не дадут желаемых результатов из-за роста цен на импортируемые товары, жадности торговцев и роста тарифов на газ, электричество, жилищно-коммунальные услуги. На рост цен также будет работать увеличение цены самих денег, т.е. проценты за кредит. Стоимость кредита ведь включается в цену товаров и услуг.
Во-вторых, внешний долг наших банков, компаний, многие из которых с государственным участием надо возвращать. Это более 500 млрд. ам. долл. Получение новых кредитов, перекредитование на мировом финансовом рынке становится все труднее, проценты увеличиваются. Это также вздорожает товары и услуги, которые будут реализовываться с помощью инвестиционных проектов за заемные иностранные деньги. Похоже, в непростую ситуацию попадает «Газпром» со своими амбициозными проектами, а также из-за роста цен на азиатский газ. Но здесь выход уже отработан – повышать тарифы. В 2001 г. один кубометр газа для населения стоил меньше 40 коп., в этом году – почти 2 руб. За семь лет рост более, чем в 5 раз. В недалеком будущем по имеющимся правительственным планам по газу мы, наконец – то, должны выйти на европейские цены. Это еще в 6 раз больше.
Более половины тепловых электростанций у нас работает на газе. Соответственно резко вырастут и тарифы на электроэнергию и тепло. Оплата жилищно - коммунальных услуг будет больше пенсии.
Но третье основное, что день грядущий нам готовит – это потеря экономической безопасности страны. Не так давно неэффективная экономика страны советов привела к краху государства. Сегодняшняя экономическая идеология, основанная на «невмешательстве» государства в экономику, вызывает тревогу за будущее нашей страны.
Очередные страшилки нам не нужны, но и запрограммированный самообман очень опасен. Ведь что – такое Россия в мировом внешнеторговом обороте – это 2%. Если исключить нефть и газ (природа сама это исключит через некоторое время), то будет 1,5% Население тоже 2%, а территория – 13% и более 30% мировых ресурсов.

Антикризисная внутренняя политика

Мы погрязли в частных экономических вопросах, а надо смотреть на развитие страны с точки зрения геополитики. Она не в нашу пользу. Идет дальновидная жесткая борьба за нефть, газ, лес, золото, воду, землю и другие ресурсы, которые остаются вечными ценностями для людей в отличие от напечатанных денежных знаков. Дело не в этих примитивных ухмылках по поводу теории заговора. Таков мир, таков конкурентный механизм и внутри страны, и между странами. Россия открывается миру, а что получает взамен? Дело не только в недоброжелательности, причем, многовековой к этой дикой стране, которая не раз спасала другие страны от уничтожения. Дело в стремлении к власти и ресурсам. Это объективные мотивации для человека и государства. Власть, карьера определяют жизненные цели, природные ресурсы дают для этого возможности. Можно всю жизнь писать прекрасные трактаты, но если не попить пять дней водички, то некому станет ни читать, ни писать.
Сегодняшняя внутренняя экономическая политика недальновидна. Приближение внутренних цен на нефть, газ, бензин, уголь к так называемым мировым окончательно приведет к разрыву хозяйственных связей между европейской частью России и Сибирью, Дальним Востоком.
Это будет служить основой неконкурентоспособности большинства обрабатывающих секторов экономики, включая машиностроение и сельское хозяйство. Причина проста, но о ней часть забывают – более суровый климат, чем в Европе, США, Японии. Обогревать надо и жилые, и производственные помещения почти 8 месяцев в году. Отсюда и более высокая энергоемкость и производства, и жизнедеятельности. Все коммуникации, трубы, надо прокладывать на глубине более полутора метров, чтобы зимой не промерзли, даже под садовым домом надо делать серьезный фундамент, чтобы через несколько лет он не перекосился и не развалился. Фундаменты удорожают строительство на 30%. Этого нет в теплых странах. У нас больше всего черноземов, но лето три месяца и один урожай, в остальное время помещения надо обогревать, что значительно повышает стоимость всей сельскохозяйственной продукции.
Второй важнейший экономико – географический фактор – это расстояния. Мировые цены на авиационный керосин, на электроэнергию, бензин, авиа и железнодорожные перевозки уже привели к тому, что экономически европейская часть страны, Сибирь и Дальний Восток все больше обособляются друг от друга и, наоборот, все больше зависят от поставок продовольствия, лекарств, машин и оборудования от других стран – соседей. Соседям же нужны только лес, нефть, газ, земля, пространство для развития собственного капитала. Продолжается активная миграция, снижение численности коренного населения. Это ведет к размыванию единого государственного организма, проникновению во власть людей, которые проповедуют якобы либеральные, общечеловеческие, общеэкономические ценности, а на деле, часто даже не осознавая, работают в интересах стран-конкурентов.

Антикризисная внешняя политика

Россия богата ресурсами, но очень уязвима геополитически, что доказывает вся ее многовековая история, когда через каждые 30-40 лет войны, революции, перестройки, реформы. Почти вся российская история – это борьба за выживание. В будущем огромность и ресурсы страны также не будут давать покоя мировым друзьям – конкурентам. Экономические интересы по производству все новых и новых товаров в «обществах потребления» требуют все более нефти, газа, металла, древесины, воды, земли.
Экономика, производство – потребление, прибыль диктуют поведение государств во внешней политике. Внешняя политика сильных государств направлена на подчинение своим интересам экономики слабых стран. Казалось бы, это очевидные вещи. Но есть, однако, большая дистанция между общим пониманием и экономической политикой. Политика часто запрограммирована не целями и методами построения сильного и жизнеспособного государства, а химерическими, общечеловеческими доктринами, за которыми скрываются конкретные интересы транснациональных компаний, банков и обслуживающих их правительств. Плохо это понимают до сих пор.
По данным Внешторгбанка масштабы бегства капитала из России в 1990-е годы достигали 20 млрд. долл. в год. Ежегодно путем сокрытия экспортной выручки, оплаты несуществующего импорта, предоставления фиктивных займов, а также проведения подложных операций с ценными бумагами из страны в непроизводственных целях выводились ресурсы, размер которых превышал половину всех капиталовложений в национальную экономику.
С повышением макроэкономической стабильности и улучшением инвестиционного климата в первой половине 2000-х годов нелегально вывезенные капиталы стали постепенно возвращаться в Россию, но уже в форме иностранных инвестиций и займов. Однако масштабы бегства капитала из страны и сегодня по-прежнему остаются очень высокими – на уровне 3-5% ВВП в год. Так, анализ платежного баланса России позволяет предположить, что даже в благополучный для национальной экономики 2007 г. из России было вывезено по различным «серым схемам» не менее 44 млрд. долл. Вот такой «приток» инвестиций в страну. По статистике он составил 80 млрд. долл., но, главным образом, в форме кредитов. Капитал из России вывозится чисто, но по черным схемам, а затем «возвращается», но в форме кредитов.
Далее, что необходимо подчеркнуть. В отличие от других ведущих развивающихся государств, в частности, Китая и Индии, в России по-прежнему крайне мало компаний, активно развивающих современное промышленное производство и готовых для этого инвестировать в покупку высокотехнологичных предприятий за границей. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства российских ТНК не превышает 5-7%, в пять-шесть раз меньше чем у ведущих зарубежных корпораций. При этом расходы на НИОКР у последних могут достигать 20% всей выручки и ежегодно исчисляться десятками миллиардов долларов, в то время как у отечественных ТНК аналогичные показатели на порядок ниже. Часто в сделках по приобретению иностранных предприятий покупателями выступают не сами российские компании, а их оффшорные структуры, которые и аккумулируют впоследствии прибыль от вложений. Более того, дочерние иностранные компании нередко используются отечественными предприятиями для минимизации налогов, путем применения во взаиморасчетах заниженных трансфертных цен, позволяющих укрыть большую часть прибыли за границей.
Давно пора разобраться со стратегией и эффективностью внешней торговли, вывозом капитала из России.
Внешнеэкономическая политика – это – сердцевина всей внешней политики. Чем выше уровень экономического сотрудничества с другой страной, т.е. больше совместных проектов, больше товарооборот, потоков совместных инвестиций, объектов собственности друг у друга, тем больше взаимных интересов, тем лучше обеспечивается безопасность.
Вещи понятные. Но надо лучше их реализовывать на практике. Целесообразно создать Министерство по внешнеэкономическим связям. Министерство экономического развития сейчас перегружено вопросами. Да и персонал там, по-моему, слабый, малоопытный.
Дело не в создании новой бюрократической структуры, дело в содержании. Кстати, по числу федеральных служащих на сто тысяч жителей Россия значительно отстает от Англии и США. Может быть поэтому они нас часто переигрывают во внешней политике.
Экспортно-импортные операции у нас управляются плохо. Десятки тысяч посредников, коррупция на таможне, плохое качество ввозимых товаров, импортируемая инфляция.
Уже на сотни ввозимых машин, приборов, оборудования по инициативе Минэкономразвития отменили ввозные пошлины. Якобы не можем производить сами. И список этих товаров постоянно расширяется. А почему не купить лицензии, вложить деньги в науку, опытно-экспериментальное производство и самим выпускать новые машины и оборудование. Или «мягко» заставить иностранных партнеров организовать совместное производство на территории России.
Нет до сих пор стратегии развития внешнеэкономических связей. Развитые страны – под вывеской «мировой рынок» делают структуру нашей экономики полезной для них, шаг за шагом уничтожая конкурентоспособные производства, особенно, в машиностроении.
Думаю, мы до конца еще не понимаем опасность «свободного плавания» в мировом рынке. Там хищники, завоеватели чужих рынков. Без нужной структуры – Министерства внешнеэкономических связей и профессионалов в этой области – нам не выиграть конкурентную борьбу с мировыми игроками, имеющими тысячелетний опыт в оказании «экономической помощи» другим странам.
Надо определить список стратегических для экспорта и импорта товаров, создать ряд внешнеэкономических объединений с государственным участием и под контролем вновь создаваемого Министерства внешнеэкономических связей. Экспортно-импортные тарифы должны работать на рост и эффективность нашей экономики, а не на выгоду других стран. На основные товары эти тарифы должны утверждаться законодательно вместе с федеральным бюджетом


Категория: Федеральные новости ЛДПР | Просмотров: 297 | Добавил: 56ldpr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Погода


Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

лдпр.рф

Координатор Орского городского отделения ЛДПР

Бенцман Сергей Исакович

Наш опрос
Должна ли молодёжь учавствовать в управлении страной?
Всего ответов: 77

Мы в:


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Все права защищены. При использовании материалов с сайта гиперссылка на источник обязательна. ЛДПР г. Орск © 2009-2012
Сайт создан в системе uCoz